Реализация проекта "Вектор качественного образования инвалидов по зрению"

Опубликовано 1 декабря 2018 г.

Проект "Вектор качественного образования инвалидов по зрению реализуется при финансовой поддержке Фонда президентских грантов. Целью проекта является обеспечение свободного доступа к компьютерным технологиям и Интернет инвалидам по зрению и повышение качества их образования на всех уровнях путем создания учебно-методического пособия по информатике и информационно-коммуникационным технологиям для инвалидов по зрению.

Проект реализуется в три этапа с 1-го декабря 2017 года по 30 ноября 2018 года.

Партнерами проекта являются:

  1. Факультет информационных технологий Московского Городского Психолого-Педагогического Университета.
  2. ГБОУ "Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых" Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
  3. Журнал для слепых детей "Школьный вестник".
  4. Интернет-радио РАНСИС.

Первый этап

Первый этап реализация проекта завершился 30 апреля 2028 года.

В декабре 2017 г. был сформирован профессиональный коллектив исполнителей по реализации проекта "Вектор качественного образования инвалидов по зрению". В состав творческого коллектива были подобраны специалисты, имеющие опыт работы с персональным компьютером без визуального контроля, опыт преподавания информационных технологий инвалидам по зрению в различных образовательных организациях, реабилитационных центрах и местных организациях Всероссийского Общества Слепых, а также специалисты в области тифлопедагогики и тифлопсихологии.

Каждый разработчик учебно-методического пособия получил задание по разработке проекта технического задания на разработку пособия по одной из семи глав.

В соответствии с календарным планом в декабре 2017 г. осуществлялся подбор поставщика оборудования и закупка специального компьютерного оборудования. Был выбран оптимальный вариант- закупка оборудования у его производителя. Было закуплено специальное компьютерное оборудование для оснащения рабочего места незрячих специалистов членов команды проекта (2 специальных портативных компьютера с брайлевским дисплеем).

В соответствии с календарным планом в декабре 2017 г. осуществлялся сбор информации о наиболее востребованных подтемах семи основных тем (глав) учебно-методического пособия по информатике и информационно-коммуникационым технологиям для инвалидов по зрению.

Сбор информации осуществлялся по следующим направлениям:

В работе над конкретизацией глав пособия приняло участие более 90 экспертов.

В процессе сбора информации о наиболее востребованных подтемах пособия были получены десятки конкретных предложений по конкретизации заявленных семи тем учебно-методического пособия.

В соответствии с календарным планом в январе 2018 г. проводилась работа по обобщению собранной информации и разработке проекта технического задания на создание учебно-методического пособия. Каждый разработчик учебно-методического пособия работал над отдельной главой пособия.

В соответствии с календарным планом по итогам работы по обобщению собранной информации о наиболее востребованных подтемах пособия 31 января 2018 года в г. Москве был проведен круглый стол по обсуждению и утверждению тех-задания на разработку учебно-методического пособия по информатике и информационно-коммуникационным технологиям для инвалидов по зрению.

В работе круглого стола приняли участие 23 эксперта и специалиста, имеющие богатый практический опыт обучения детей с глубоким нарушением зрения и других категорий инвалидов по зрению. Среди участников было 3 кандидата наук, 3 учителя высшей категории и 2 преподавателя ВУЗов.

На круглом столе выступило 12 человек с обобщениями и конкретными предложениями, которые в целом подтвердили предварительные выводы, сделанные в ходе сбора информации.

Участники круглого стола учли мнения экспертных советов образовательных организаций, откликнувшихся на просьбу авторского коллектива о пожеланиях к содержанию разрабатываемого учебного пособия. Всего в адрес ОООИ-РСИ пришло более 40 писем, содержащих различные пожелания экспертов и преподавателей, имеющих опыт обучения информатике детей с глубоким нарушением зрения.

В результате завершающих обсуждений на круглом столе было создано техническое задание на разработку учебно-методического пособия по информатике и информационно-коммуникационным технологиям для инвалидов по зрению. Семь основных глав были конкретизированы двадцатью восьмью параграфами.

Реализация этого тех-задания и обеспечение незрячих качественным методическим пособием создает условия для обеспечения свободного доступа к современным компьютерным технологиям 12 тысячам незрячих школьников, студентов, специалистов и других категорий инвалидов по зрению.

В соответствии с техническим заданием и календарным планом каждый член творческого коллектива получил конкретное задание по разработке учебно-методического пособия.

В феврале 2018 г. была проделана работа по разработке форм подачи учебного материала по теории информации, учитывающих особенности слепых и разработаны (созданы) первая и вторая главы методического пособия в электронной форме для проведения тестовых занятий.

В марте 2018 г. была проделана работа по изучению особенностей работы с текстовым документом без визуального доступа к информации и разработана третья глава методического пособия в электронной форме для проведения тестовых занятий.

В апреле 2018 г. была проделана работа по изучению особенностей работы с динамическими таблицами с помощью программы не визуального доступа и разработана четвертая глава методического пособия в электронной форме для проведения тестовых занятий.

В марте-апреле 2018 г. была проведена работа по подбору участников апробации пособия и проведены тестовые занятия по первой, второй и третьей главам пособия с незрячими школьниками и студентами.

Тестовые занятия проводились в ГБОУ "Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых" Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы и на факультете информационных технологий Московского Городского Психолого-Педагогического Университета.

В апробации учебно-методического пособия приняли участие 27 незрячих школьника и 9 незрячих студента.

В результате апробации методического пособия были определены разделы первой, второй и третьей глав пособия нуждающиеся в уточнении и дополнении.


Главная страница

Этапы проекта